Способы формирования дисциплины ребенка

Дисциплина – это воспитание в ребёнке самоконтроля и способности противостоять своим импульсивным желаниям. Она проявляется в умении организовать себя на определённую работу, в выполнении договоренностей с собой и другими людьми. Человек, который может четко регулировать собственное поведение, распределять время и другие ресурсы, отвечать за свои поступки, добивается больших целей.

Формирование дисциплины очень важно начинать с раннего возраста. Воспитывая у ребенка основы самоорганизации мы помогаем ему быть успешным в будущем. Цель дисциплины – научить ребенка правильно жить.

Именно дисциплина даст понимание о том, что является разумным поведением, как отличить добро от зла; какие поступки справедливы, а какие нет.


Дисциплина на занятии позволит усвоить лучше информацию, а дисциплина дома укрепит авторитет родителей (взрослых).

Как правильно приучать ребенка к дисциплине?

Детская дисциплина формируется через три последовательных шага:
  • Определить нужный момент
    Цель дисциплины – это обучение. Для того, чтобы ребенок был готов обучаться, важно дождаться нужного момента. Если ребенок расстроен или вышел из себя, это совершенно неподходящее время для обучения.

    К примеру: в семье между ребенком и родителями произошли разногласия, ребенок напряжен и взволнован, а родители пытаются говорить о правилах поведения и дисциплине. Это в корне неверные действия.

    Родители должны в начале определить, готов ли ребенок получать информацию, если да, то правила поведения будут усваиваться проще и легче.

    Если дети познакомятся с правилами и нормами в благоприятных условиях собственной семьи, им будет легче во внешней среде: в школе, на дополнительных занятиях, на работе и вне ее. Дисциплина необходима в многочисленных ситуациях, когда окружающие будут ждать от ребенка должного поведения.
  • Установить эмоциональный контакт с ребенком
    Обратить внимание на чувства и эмоции ребенка. Плохое поведение чаще бывает следствием неумения справляться с сильными переживаниями и делать правильный выбор.

    Пример: у ребенка произошла ссора с друзьями, он очень расстроен. Если родители игнорируют его состояние и пытаются привлечь его к какому-то труду (занятию), результат будет скорее всего недостаточно успешным.
    Нужно считывать эмоции ребенка и при необходимости поговорить с ним о его состоянии, проблемах, принять живое участие в укреплении его эмоционального фона.

    Ученые доказали: удовлетворение эмоциональных потребностей детей – это самый эффективный метод постепенной коррекции поведения. При этом происходит такое развитие их мозга, которое поможет им лучше справляться с собой в самостоятельной жизни.
  • Перенаправить ребенка к правильному поведению
    Почувствовав эмоциональную близость, дети становятся более восприимчивы к обучению. В таком состоянии мы можем перенаправить их поведение к правильному и обсудить с ними неправильное.

    Например: родители обсудили с ребенком беспокоящие его проблемы. Ребенок почувствовал помощь, поддержку, тепло. В таком уравновешенном, спокойном состоянии до ребенка проще донести необходимую поведенческую информацию.

    Важно, чтобы у детей развился инсайт – понимание самих себя, эмпатия к окружающим и способность исправлять последствия совершенных ошибок. Эффективная дисциплина учит детей самодисциплине.

Формирование дисциплины в разные возрастные периоды:

3-6 лет – дошкольное детство

1. Обучение дисциплине через игровое взаимодействие. Основой обучения дошкольников дисциплине является сюжетно-ролевая игра. Поэтому использование методов и правил игры поможет ребенку осознать собственную позицию, научит эффективно общаться со взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на:
- развитие потребностно-мотивационной сферы ребенка-дошкольника,
- развитие наглядно-образного мышления,
- формирование внутреннего плана действий и воображения,
- свободу поведения и деятельности ребенка.

2. Руководство ребенка. В дошкольном возрасте важно проговаривать, какое поведение является правильным, а какое – нет. В силу своего возраста дети не всегда знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

3. Позитивная дисциплина. Каждому ребенку важно поддерживать эмоциональный контакт с родителем. По сути, он нуждается в эмоциональном отклике родителя на тот или иной поступок, и нет большой разницы ругаете вы ребенка или хвалите.
При использовании метода позитивной дисциплины подкрепляется правильное поведение, а на негативное поведение родитель дает нейтральную реакцию, чтобы свести его к минимуму.

4. Дисциплина на основе награды, а не через наказание. В этом возрасте логические объяснения часто не работают, а наказание за плохое поведение бывает не всегда оправдано. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном. В противовес этому дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитивной стороне. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Так награда может быть не всегда ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала, объятия или добрый взгляд.
Занятия боевыми искусствами помогают родителям формировать дисциплину у детей разного возраста
6-7 до 11-12 лет – младший школьный возраст
Младший школьный возраст завершает эпоху детства и определяется границами от 6-7 лет до 12 лет. В этот период ребенок начинает учиться в школе и учеба становится основной его деятельностью. У детей сильно развивается память, увеличивается словарный запас, расширяется логическое мышление. Дисциплину в данном возрасте прививает уже не только родитель, но и учитель, как второй значимый взрослый. При приучении к дисциплине в данном возрасте важно:

1. Придерживаться установленного распорядка дня, соблюдать режим. Школьнику важно постепенно самостоятельно делать определённые уроки, собирать портфель в школу, изучать интересные события. Все эти действия будут обучать ребенка самодисциплине.

2. Установить правила и границы. Дети выполняют поставленные задачи лучше, когда они имеют четкую структуру действий. Соблюдайте простые и понятные правила. Но правил и ограничений не должно быть много. Это может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Кроме того, требования должны быть посильными для ребенка. Например, нужно дозировать выполнение домашних дел и даже время для активного отдыха.

3. Быть последовательными в требованиях. Важно, чтобы в семье была договоренность относительно воспитания ребенка. Если папа требует одного и запрещает что-то, то маме, бабушке, дедушке и другим членам семьи - важно придерживаться этого же.

4. Показать естественные и логические последствия определённых поступков. Объясните ребенку какие последствия логически следуют после определённых поступков. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.
Например: ваш сын пообещал сесть за уроки, если вы ему разрешите посмотреть телевизор. Но в итоге после окончания фильма заявил, что уроками займется завтра. Что ж, пусть в другой раз телевизор будет ему наградой только за приготовленное задание. И никаких поблажек!

5. Обеспечить альтернативой. Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет ему сотрудничать с вами. Предоставьте выбор из двух, трех альтернатив. Например, это может касаться выбора спортивных секций или кружков, выбора книг и т.п.
11-12 лет и старше – подростковый возраст
Подростковый возраст включает в себя два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором основной деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве основной. В этот период усваиваются моральные нормы и формируется самосознание, развивается самоанализ. У подростка есть собственное мнение на события и поступки. Поэтому его нелегко убедить в чем-либо. Можно использовать логические доводы, но они не всегда будут эффективны в развитии дисциплины. Поэтому рекомендуем следующие способы:

1. Принятие совместных решений и учет точки зрения подростка. Здесь подойдут такие методы, как обсуждение или мозговой штурм. Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. Если у вашего подростка есть проблемы с поведением или дисциплиной, не давайте ему инструкций к действию и не угрожайте категорическими требованиями. Обсудите трудности и совместно продумайте методы решения. В результате они будут чувствовать себя более ответственными и не будут против вашего предложения.

2. Лишение привилегий. Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

3. Ведение переговоров и заключение соглашения. Подростки любят демонстрировать свою независимость, делая собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать. Так, например, при желании подростка завести домашнее животное нужно предварительно договориться о том, что вся забота и уход за питомцем будет ложиться на его плечи.

4. Позвольте подростку столкнуться с последствиями. Опыт - лучший учитель. Иногда лучше позволить подростку столкнуться с последствиями своих действий. Например: из-за бесполезного времяпрепровождения подросток не успел выполнить тестовое задание, что повлияло на его итоговые оценки. В итоге не состоялась его поездка в числе лучших учеников в другую страну.
Будьте примером для вашего ребенка
Вы не сможете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Ваши дети будут вести внутренний монолог именно так, как вы говорите с ними.

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку!
Made on
Tilda