Развитие креативного мышления: методы и технологии, как развить креативность

Что такое креативное мышление?

Креативность или креативное мышление – это некая разновидность умственной деятельности, озарение, которое происходит в головах у людей. Этот процесс помогает находить оригинальные решения поставленным задачам и генерировать ценные идеи. Креативное мышление хакртеризуется тремы основными свойсивами:
  • беглость (способность предлагать большое количество откликов, решений)
  • гибкость (генерирование непохожих друг на руга идей)
  • оригинальность
Творческий процесс – это процесс создания чего-то нового или улучшение уже разработанного. Это решение поставленных задач. Традиционно считается, что он состоит из пяти этапов:
Первый этап – подготовка, погружение в проблемную ситуацию, которая представляет интерес и пробуждает творческое начало.
Вторым этапом творческого процесса является период вынашивания, во время которого идеи крутятся где-то на периферии сознания. И здесь весьма вероятно возникновение необычных связей, которые могут не быть подчинены линейным логическим связям.
Третья стадия творческого процесса – это инсайт, иногда именуемый моментом «ага!». Кусочки разрозненного пазла складываются в единое целое.
Четвертый этап творческого процесса – оценка. Человек должен решить, имеет ли его инсайт какую-то ценность, стоит ли и дальше работать в этом направлении.
Пятой составляющей творческого процесса является оттачивание. Этот этап требует больше всего времени, на него приходится основная часть работы. Именно его имел в виду Эдисон, когда говорил, что творчество – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота.

Что позволяет человеку быть более эффективным и устойчивым в мире. Что помогает развить креативность? Для кого важно развивать креативные навыки? Какие способы развития креативного мышления существуют? Как родители или другие взрослые могут создать оптимальные условия для развития творческого потенциала в детях. На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Зачем нужно развивать креативное мышление?

Креативное мышление позволяет находить нестандартные решения, генерировать новые идеи, создавать интересные продукты. В своей книге «Креативность. Психология открытий и изобретений» Михай Чиксентмихайи пишет, что именно благодаря развитому креативному мышлению повседневная жизнь становится более осмысленной, более яркой, приносит больше удовлетворения. Жизнь творческого человека лишена скуки, а каждый её миг обещает открыть что-то новое.

Каждый человек потенциально располагает запасом психической энергии, необходимой для творческой жизни.

Творческая личность сочетает в себе противоречащие друг другу крайности – он не «индивидуальность», он «множество». Как белый цвет состоит из всех цветов спектра, так и творческий человек содержит в себе все варианты человеческих качеств сразу. У творческого человека много общего с тем, что швейцарский психоаналитик Карл Юнг называл зрелой личностью.

Человеку важно создать из себя зрелую личность, которая будет готова к вызовам современности, к постоянно меняющейся ситуации. Родитель сможет создать условия, для развития творческого начала у собственных детей ещё в раннем детстве.

В 2014 году учёные Калифорнийского университета разработали 4-уровневую модель креативности, которая наглядно показывает, как креативность может развиваться.
  • Первый уровень включает идеи, значимые только для определённого человека, которые не переходят в физическое воплощение.
    Чаще креативность этого уровня возникает у детей и школьников, когда они придумывают что-то новое.
  • Второй уровень включает в себя в основном повседневное мышление и решение проблем.
    Этот тип креативности помогает людям решать проблемы, возникающие в школе, на работе или дома.
  • Третий уровень присущ профессионалам своего дела.
    Они достойно и качественно выполняют свою работу (создают проекты, пишут хорошие тексты и т.д.).
  • Четвертый уровень предполагает создание великих работ и гениальных идей.
    Этот тип креативности приводит к возвышению и признанию автора, а также к изменению мира. Так происходят научные прорывы и появляются гениальные произведения искусства.

Факторы, влияющие на креативное мышление

М. Чиксентмихайи провел большое исследование креативности, в котором анализировал выдающихся творческих людей. Он вывел рекомендации, лайфхаки, которые будут полезны как для развития собственной креативности, так и создания необходимых условий для развития креативности в более раннем возрасте у детей.

Креативный человек обычно пребывает в определённом состоянии «потока», который поддерживается общей психической энергией.

Выделяют 4 группы факторов, которые мешают развитию творческого потенциала. К ним относятся:
Перегруженность
бесконечными требованиями из вне, которые постепенно изматывают и не позволяют накапливать и распоряжаться психической энергией
Отвлекаемость
и неумение защищать и направлять энергию
Лень
или отсутствие дисциплины
Незнание
того, что делать с имеющейся энергией, как обойти препятствия и высвободить присущую каждому из нас творческую энергию

Чтобы освободить творческую энергию, необходимо расслабится, отключить часть внимания за предсказуемыми целями и отправляться исследовать мир вокруг – просто так.

Рекомендации для развития креативности

Что необходимо привносить в собственную жизнь и жизнь своих детей, чтобы было больше условий для развития креативного мышления? Какие навыки тренировать, что развивать способность мыслить креативно.
Одной из основных техник является развитие воображения путем культивирования в своей жизни любопытства и интереса
  • Каждый день чему-то удивляйтесь. Удивляйтесь увиденному, услышанному, прочитанному. Берите пример с детей. У них в этом не возникает проблем, так как они удивляются даже самым простым мелочам, например, интересному камушку на дороге, гуляющему голубю, дедушкиной бороде и т.д.
  • Каждый день удивляйте хотя бы одного человека. Не будьте предсказуемыми – скажите что-нибудь неожиданное, выскажите мнение, которое до сих пор не осмеливались озвучить, задайте вопрос, который ни за что не задали бы. В том числе удивляйте своих детей))
  • Старайтесь отвечать на вопросы, которые ребенок задает. Если ребенок будет знать, что он может задать любой вопрос, он будет активнее изучать мир.
  • Если что-то вызвало у вас интерес, идите в этом направлении.
Если вы найдете время поразмышлять над этими рекомендациями, а затем реализуете их на практике, то обнаружите, что под обычной гладью повседневных дел кишмя кишат возможности. Это копится в вас творческая энергия, это возрождается со времен детства любопытство.
Второе правило развития креативности - это создание потока в повседневной жизни
  • Проснувшись утром, вместе в ребенком загадайте или представьте заманчивую цель. Если говорить ребенку, что каждый день мы делаем что-то важное, то он будет сильно ожидать этого дела и скорее охотнее встанет с кровати и «побежит» навстречу этому важному делу.
  • Если вы делаете дело хорошо, оно доставляет вам удовольствие. И совершенно не важно что вы делаете, моете пол, работаете над проектом или помогаете ребенку с поделкой. Чем больше дел мы делаем стильно и прекрасно, тем больше внутренних наград получаем.
Также важно формировать привычки силы. Это является третьим условием развития креативности
  • Поработайте с расписанием дня. Важно, чтобы ваше расписание совпадало с циркадными ритмами вашего организма. Понаблюдайте за собой, в какой промежуток для вы наиболее эффективны, а в какой – пассивны. Когда вам комфортно принимать пищу и устаивать время для отдыха. Отыскав для себя идеальный распорядок, вы можете делать каждое дело в подходящее время.
  • Выделите время, чтобы поразмыслить и расслабиться.
  • Упорядочьте свое пространство. На творческий процесс может влиять среда вокруг нас. Поэтому важно понять насколько гармонично вы себя ощущаете в той среде, в которой находитесь.
  • Разберитесь в том, что в жизни вам нравится, а что не нравится.
  • Чаще делайте то, что вам очень нравится, и реже – то, что терпеть не можете.
Большое значение имеют и наши внутренние черты
  • Развивайте в себе то, чего вам не хватает. Определите какие черты в вас ярко выражены и сконцентрируетесь на развитии противоположных.
  • Чаще переключайтесь между открытостью новому опыту и закрытостью.
  • Стремитесь к комплексности. Для этого необходимо исследовать и укреплять черты, которых нам не хватает, учиться переходить от открытости к дисциплинированности, оставаясь при этом вечно любопытными существами, благоговеющими перед чудом жизни.

Как применять развитые креативные навыки для создания новых идей

Далеко не все процессы нашего мышления связаны с решением проблем. Иногда нам нужно среагировать на то, что говорят другие, или придумать какую-нибудь соответствующую событиям мысль, не имея конкретной проблемы. Для того, чтобы активно развивать и использовать три свойства креативного мышления (беглость, гибкость и оригинальность) в жизни можно выполнять следующие рекомендации:
  • Генерируйте как можно больше идей.
  • Пусть идеи будут как можно более разнообразны;
  • Постарайтесь придумать маловероятные идеи;
При систематическом улучшении приобретенных навыков вы начинаете влиять на собственную жизнь и улучшать качество жизни. Таким образом, креативность может помочь:
  • придумывать идеи и оценивать насколько они могут быть реализованы;
  • понимать собственные возможности и выбирать необходимые условия для их развития;
  • научиться четкому и корректному изложению мыслей;
  • находить оптимальные решения возникающим проблемам;
  • чувствовать уверенность в себе и удовлетворение от деятельности;
  • повысить эффективность сотрудничества с другими людьми;
  • определить какие советы стоит слушать, к чьей критике прислушиваться;
  • повысить собственную инициативность и успешность;
  • последовать зову сердца и воплотить мечты.
Источники:
  1. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. 2015 г.
Made on
Tilda